
Троецарствие.
Легенда о трёх великих государствах.

В литературе каждой страны есть особо выдающиеся произведения, которые любят и читают веками и стар, и млад. Китай не стал исключением из этого правила, поскольку среди литературных творений, написанных на территории этой страны, есть так называемые «Четыре Великие Классические Новеллы». В них входят такие шедевры слова, как «Сон в красном тереме», «Речные заводи», бесспорно, известное многим «Путешествие на Запад», а так же «Троецарствие», о котором и пойдёт речь в моём повествовании.
Впервые изданное в 1494 году, «Троецарствие» принадлежит перу, а точнее, кисти писателя Ло Гуань Чжуна и описывает события третьего века нашей эры, эпохи, когда Поднебесная распалась на три государства – Вэй, Шу и У. Свой роман Ло создал, опираясь на летописи Чэнь Шоу, придворного историка того периода. Однако задумкой Ло было вовсе не воссоздать точную картину происшествий эпохи Троецарствия, поэтому достаточно крепкая историческая база в романе перемежается с изрядной долей художественного замысла. Герои, созданные на основе великих людей третьего века нашей эры, приобретают свои исключительные черты и неуловимо меняются, следуя замыслу писателя. События, реально происходившие в прошлом, обрастают паутиной присказки, мифа, превращая простую летопись в эпический роман, который и по сей день с упоением читают миллионы.
Действие романа начинается с падения династии Хань, и далее повествуется о последовавшем за этим периоде смуты и междоусобных войн, разрывавших Поднебесную, и так уже истощённую засухой и голодом. Именно в этот темнейший час свет увидел рождение трёх великих императоров, которые разделят просторы Поднебесной на три могущественных царства.

Император царства Вэй – Цао Цао.
В романе ему отведён образ колоритного злодея, тщеславного и жадного до власти. Однако ему не занимать ума и проницательности. Он не просто обезумевший фанатик с жаждой власти, а хитрый, опасный противник, способный предсказывать движения соперника, тем самым заманивая его в ловушку. Говоря о Цао Цао, сразу приходит на ум известная цитата императора – «Я лучше предам мир, чем позволю миру предать меня».

Император царства У – Сунь Цюань.
Создавать государство У начала ещё военачальник с юга – Сунь Це. Но уже в самом начале романа он погибает от проклятья ведьмы и на престол восходит его младший брат, Сунь Цюань, на тот момент 18 лет от роду. В романе этот герой был представлен как доблестный воин, мечтавший создать великую империю во имя погибшего брата.
Император царства Шу – Лю Бэй.
Был сыном ханьского императора и простолюдинки, из-за чего провёл детство в нищете и на пути к величию столкнулся с множеством препирательств по поводу его происхождения. Но его доброта и забота о подчинённых воинах, наряду с тактическими способностями, возвысили его в глазах народа и помогли взойти на престол. Лю Бэю служили известные в истории «Пять Тигров Генералов». По секрету скажу, что когда я читала «Троецарствие», именно Лю Бэй был моим любимым героем.
Эпос «Троецарствие» стал не только выдающимся литературным произведением, но и энциклопедией быта, истории, культуры и нравов эпохи феодальной раздробленности. На страницах романа нашли отражения все аспекты жизни тогдашнего общества. Отображённые в эпосе исторические реалии по сей день тщательно исследуются искусствоведами и историками, пытающимися восстановить все возможные данные о науке и стратегии успеха в обществе, психологии, общественных отношениях, искусстве управлять, военных доктринах и тактике, этике и морали.

С момента создания «Троецарствия» минуло уже более пяти сотен лет, но люди до сих пор помнят и читают этот роман. В Китае и ещё нескольких близлежащих странах данный эпос входит в школьную программу и обязателен к прочтению каждым уважающим себя человеком. В Азии даже существует поговорка о неграмотных людях, что он, дескать, говорит так, будто не читал «Троецарствие».

В китайском традиционном театре «Троецарствие» является излюбленной постановкой, не говоря о том, сколько фильмов и сериалов было снято по мотивам романа, и каждая новая интерпретация показывает героев со своей стороны, добавляет нечто новое и уникальное в давно известный сюжет и вдыхает новую жизнь в и так уже бессмертное произведение. Среди многих экранизаций «Троецарствия» мне хотелось бы уделить особое внимание тайваньской фантастической дораме, «K.O. 3an Guo» (2011), которая полностью перевернула понятие о романе, уменьшив великие государства до размера соперничающих школ и, соответственно, показав императоров и их советников в образе наделённых необычными боевыми способностями учеников.
Как человек, прочитавший «Троецарствие», могу сказать, что это произведение пусть и сложно для восприятия, но оно, бесспорно, стоит всех восторженных отзывов. Читая роман, с головой погружаешься в неизведанное очарование древней эпохи далёкой страны и страница за страницей начинаешь больше понимать культурные ценности и достояния Поднебесной. Скажу честно, процесс чтения идёт тяжело – множество героев, мест, непонятные названия, неотличимые друг от друга... На чтение эпоса у меня ушло более полутора лет. Впрочем, когда проникаешься уникальной атмосферой «Троецарствия», привыкаешь к сложному слогу, то понимаешь, что оно того стоило. Советовать читать данное произведение не стану, но про себя тихо понадеюсь, что, прочитав данную статью, у вас, дорогие читатели, появится желание испытать себя на прочность, изучая этот шедевр китайской литературы.
В песне сингапурского певца JJ Lin, «Cao Cao», есть следующие слова: «Нельзя назвать героем того, кто не прочитал «Троецарствие»; и прочитав этот роман, я могу смело сказать, что эти слова – абсолютная правда!
Meguri