Сегодня в разделе "Литература" мы представляем вашему вниманию не книгу, а писателя, чье имя, несомненно, вам знакомо: Кодзи Судзуки, автор тетралогии "Звонок", о которой мы расскажем подробно в ближайших выпусках журнала.


23 года назад – весной 1989 года – сверху, под углом 45 градусов на писателя Кодзи Судзуки снизошло вдохновение. Выйдя через правую руку, оно призвало написать 500-страничный роман о чем-нибудь интересном. Не очень хорошо представляя, что именно получится в итоге, Судзуки написал 200 страниц о том, как четверо людей в разных местах умерли в одно и то же время. Но что могло их объединить, что послужило причиной их смерти? После двухсот страниц текста работа встала на неделю.

Кодзи Судзуки родился 13 мая 1957 года в городе Хамамацу, префектура Сидзуока, в семье госслужащих. Отец болел туберкулезом, и в семье было не очень много денег. Однако маленький Кодзи никогда не испытывал недостатка в добром к себе отношении, что и повлияло на его характер. Ему было 10 лет, когда в их класс перевелась новенькая девочка. После первого свидания с ней Кодзи решил, что она будет его женой. Спустя годы так и случилось.

...Работа над романом не продвигалась, и Судзуки решил вернуться к домашним делам. В то время, как его жена, учительница, работала в школе, он сам – писатель, мог работать дома, а следовательно – и присматривать за детьми, очаровательными дочками. Судзуки оказался прекрасной няней – вел хозяйство, читал детям книжки с картинками, рассказывал на ночь сказки собственного сочинения. Он всегда мечтал о дочерях.

Писателем он хотел стать с детства и ради этого поступил в университет Кэйо (наряду с Тодай и Васэда – один из самых престижных университетов Японии), специализировался на французской литературе. Увлеченный театром, ходил в театральную студию, писал сценарии.

...Старшая дочь, двухлетняя крошка, подошла к отцовскому столу и положила на угол видеокассету. Видеокассета! Вот что могло объединить четырех разных людей! Они все посмотрели кассету… но там записано не что-то страшное, а напротив, самое бытовое… только запись сделана человеком необыкновенным… экстрасенсом… женщиной с экстрасенсорными способностями! Садако… Садако Ямамура, вот как ее будут звать.

Во время учебы Судзуки попал на лекцию по философии науки. Физика, математика, философия – всегда шли бок о бок в мировой практике, и после курса лекций молодой человек пришел к выводу о том, насколько важна в литературе научная составляющая.

...Дальше работа снова пошла легко. Судзуки не знал, что будет происходить через 10 страниц, и стремился как можно быстрее писать – чтобы узнать, что там дальше. Скоро 470-страничный роман был завершен. Впрочем, вдохновение требовало 500 страниц, и, перечитав то, что получилось, Судзуки добавил кое-что в текст, доведя объем до нужного.

Дебют Судзуки как писателя состоялся в 1990 году – с выходом романа "Рай" ("Rakuen", на русский язык пока не переводился). Это история о двух влюбленных, живших в монгольских степях в далеком прошлом. Волей случая им пришлось расстаться, и вот, сотни лет, спустя их генетический код был повторен, и они снова встретились. Судзуки получил за книгу премию Japan Fantasy Novel Award. Мечта детства сбылась – он стал писателем.

...Выбирая название для нового романа, Судзуки открыл англо-японский словарь и наугад ткнул пальцем. Под палец попало слово "ring" (кольцо, звонок), так и стала книга "Ringu" – "Звонком" (в русском варианте).

На Судзуки-писателя повлияло творчество Юкио Мисимы, писателя и драматурга, и Акиры Куросавы, режиссера, чье умение будить воображение действует на зрителей по всему миру.

Будить воображение – вот задача писателя, именно поэтому Судзуки в работе придерживается непреложных правил. На страницах не должны литься реки крови, не должно быть сцен насилия, эти сцены вызывают не страх, а отвращение. Но и привидение не должно проходить перед глазами. Страх не должен быть визуализирован. Страх должен оставаться нематериальным, нечто "этакое" должно витать в атмосфере, и воображение читателя дорисует все остальное – во много раз превосходящее воображение писателя.

Роман "Звонок" был опубликован в 1991 году. Редактор, дочитав книгу до середины, спросил, а не ужастик ли это часом. Нет, не ужастик. Кодзи Судзуки, сторонник науки и логики, создал собственный жанр – смесь хоррора и науки, где иррациональное объяснялось с научной точки зрения.

Вместе со "Звонком" пришла литературная известность во всем мире. За этим романом последовали еще три книги, описывающие мир Садако Ямамура ("Спираль", "Кольцо" и "Рождение"). Появились экранизации – и не только в Японии. Садако уверенно начала свое путешествие по миру.

Среди других работ Судзуки следует упомянуть роман "Прогулка богов", детективная история, сюжетно не связанная с миром Садако, хотя в ней и появляется упоминавшийся в "Звонке" персонаж. Затем сборник рассказов (и экранизация одного из них) "Темные воды", истории ужасов, где действие так или иначе связано с водной стихией.

Кроме того, внимания заслуживает книга "Крик стали" о японских камикадзе, где затрагивается тема, кто такие японцы как нация, и роман "Край" ("Edge", на русский язык пока не переводился). В нем Судзуки снова обращается к темам, затронутым в романе "Петля", но в уже более крупном масштабе. На Земле то там, то сям бесследно пропадают люди. Ведущая телепрограммы, у которой в свое время вот так исчез отец, проводит свое расследование и приходит к парадоксальному выводу – в мире внезапно изменилось… число Пи!

Но Садако, вознесшая его на вершину славы, не отпускает писателя и по сию пору. Спустя почти 20 лет после выхода первого романа, Судзуки представил публике новую версию "Спирали" – напечатанную на… туалетной бумаге. Очевидно, это креативное решение специально для любителей читать в уборной.

В мае 2012 года вышла новая книга во вселенной "Звонка". Озаглавленный "S" (по первой букве имени Садако), роман начинает новую серию и представляет читателям новый персонаж – сына одного из героев "Спирали", Таканори Андо, который, как когда-то его отец, противостоит разрушительной силе Садако. По книге вышел фильм "Sadako 3D".

Помимо этого Судзуки написал ряд документальных книг, затрагивающих вопросы воспитания детей, еще несколько художественных произведений. Вне литературной деятельности увлекается парусным спортом, ходит на яхте, состоит в национальном комитете по проблемам снижения рождаемости в Японии, читает лекции в Европе и Америке.

Кодзи Судзуки считает себя счастливым человеком – все, о чем он мечтал, сбылось: он писатель, приобретший мировую известность, он любимый муж и отец, полон творческих планов и нашел свою нишу в литературе.

В ближайшем будущем он собирается закончить сиквел к "S" и написать пьесу – дань своему увлечению театром в молодости. Кто знает, куда еще забросит его воображение.

Елена
Использованы материалы: отдела японской культуры в ВГБИЛ,
ja.wikipedia.org/wiki/鈴木光司,
интервью на радиостанции "Эхо Москвы" (30.11.2012),
лекции на фестивале J-fest (01.12.2012)

Продолжение следует...

@темы: Культура: Литература, Декабрь 2012